Круглосуточная горячая линия рыбоохраны +7 924 778-40-15

Руководство по соблюдению обязательных требований

Рекомендации подконтрольным субъектам  в отношении мер в целях недопущения нарушений обязательных требований в сфере охраны водных биоресурсов и среды их обитания

 

Проведенный обзор правоприменительной практики соблюдения обязательных требований за 1 квартал 2018 года показывает, что типичными нарушениями, допускаемыми хозяйствующими субъектами и их должностными лицами являются нарушения установленных  ст. 65 Водного кодекса РФ ограничений использования водоохранной зоны и прибрежно-защитной полосы водного объекта и загрязнение среды обитания водных биоресурсов превышением нормативов допустимых сбросом или загрязнением ледового покрова.

В силу ст. 65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ территории, которые примыкают к береговой линии, в том числе рек и водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира,  являются водоохранными зонами. Ширина водоохранных зон водных объектов установлена ч.3 ст. 65 Водного кодекса РФ. Ширина водоохранной зоны озера Байкал установлена распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 г. № 368-р.

Статьей 65 Водного кодекса РФ также закреплены виды деятельности запрещенные в границах  прибрежно-защитных полос и водоохранных зон водных объектов, а также введены ограничения при ведении деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В силу ч. 2 названной нормы закона, вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования установлен постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 г. № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» и приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 25.08.2015 г. № 381 «Об утверждении административного регламента Федерального Агентства по Рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

Согласно п. «г» Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2018  мерами в том числе является: «предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов».

В соответствии с п. «а» Положения об охране рыбных запасов  и о регулировании рыболовства в водоемах СССР  (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045)  «сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы,  на берега  и  на  лед этих водоемов неочищенные необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных  предприятий  и  всех  видов транспорта, а также производственные,  бытовые и другие виды отходов и отбросов».

За нарушения законодательства в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ (по вышеуказанным  типичным нарушения ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, ст. 8.33 КоАП РФ), а в случае причинения значительного ущерба  уголовная в соответствии с Уголовных кодексом РФ (ст. 250 УК РФ).